24 февраля 2023Настольные игры

Классика на новый лад – обзор настольной игры «Непостижимое»

Обложка игры «Непостижимое»
Обложка игры «Непостижимое»

Настольная игра «Непостижимое» может произвести спорное впечатление, потому что является практически полной реинкарнацией легендарной в узких кругах настолки «Battlestar Galactica», которой, увы, уже не выйти в тираж из-за истечения лицензии. С другой стороны, игра встроена в сеттинг Г.Ф. Лавкрафта, что, во-первых, не всем людям знакомо, во-вторых, многим игрокам уже порядочно приелось за последние 5-7 лет. Разбираемся, стоит ли новый полукооператив внимания или это бездушная поделка?

Глубоководные монстры, сошедшие со страниц Г.Ф. Лавкрафта на поверхность игры, не кажутся искусственным и ненужным элементом — напротив, миры мастера хорроров здесь создают атмосферный фон, который добавляет антураж и лёгкий оттенок паранойи в игровой процесс. Но любое использование популярного сеттинга может быть принято двояко: неясно как знатоки творчества Лавкрафта отнесутся к подобной эксплуатации, и смогут ли незнакомые с «Зовом Ктулху» оценить эстетику игры. Однако содержимое коробки не разочарует ни тех, ни других.

Что в коробке?

Из содержимого, в первую очередь, притягивает внимание игровое поле. В соответствии со стандартами современных приличных игр поле нанесено на плотный качественный картон, что позволяет ему выглядеть красочно (несмотря на приглушенные цвета) и высоко детализировано. Игровое поле – важный участник игры, поскольку перемещение по зонам – часть обязательных стратегий игроков. Также в «Непостижимое» завезли отличные миниатюры монстров и фишки персонажей. Создатели добавили красочные и понятные листы персонажей, а также удобные памятки. Достоинством игры становится лёгкое погружение в её правила – достаточно сыграть одну партию, чтобы не осталось вопросов по базовой механике игрового процесса. Всё благодаря ясному и удобному изложению информации на буклетах и справочнику по игре. Формулировки правил «Непостижимого» можно использовать в качестве мерила эталона.

Придраться можно, разве что, к колодам карт: из-за небольшого размера шрифта даже при аккуратной игре они вскоре настойчиво потребуют протекторов. Хотя создатели и тут постарались выбрать не самый тонкий материал и сделали карты тактильно приятными, каждая карта обладает индивидуальностью. Но игроку, влюблённому в «Непостижимое», стоит озаботиться органайзером или придумать хитрую систему хранения карт, чтобы не путаться в них каждый раз при подготовке партий.

Игровой процесс

Пора отправляться в плавание. Игроки-люди должны добраться до пункта назначения – это единственная возможность победы. Если корабль не доплывёт, то игру выигрывают гибриды-предатели, играющие за глубоководных. Особняком стоит роль Культиста, который вынужден играть за обе враждующие стороны для своей победы. Чтобы достичь берега, стоит учесть все случаи возможных крушений корабля:

  • Обнулился хотя бы один из треков ресурсов корабля (топливо, припасы, рассудок, души);
  • Глубоководными или несчастными случаями повреждены все 6 основных внутренних помещений корабля;
  • Нужно выставить на поле глубоководных, а их в запасе больше нет.

Игра состоит из поочередных ходов игроков. Первым делом текущий игрок набирает из колод на руку те карты навыков, которые указаны на его листе персонажа. Потом игрок может совершить два действия из возможных:

  1. Можно передвинуться в любое внутреннее помещение или в любую наружную область корабля. Исключение – особые зоны Карцера и Лазарета, куда попадают другим образом;
  2. Можно атаковать глубоководного в своей области. Бросок 8-гранного кубика (среди карт навыков есть модификаторы броска кубика, что помогает) – и если выпало 4 или больше, глубоководный повержен и убирается в запас;
  3. Можно спасти пассажира (не одного из игроков), который оказался на палубе. Зачем его спасать? Если до него доберутся глубоководные, или бедолагу сметёт с палубы Ритуалом Изгнания, скорее всего, Вы просядете по трекам;
  4. Можно разыграть одну из своих карт навыков, на которой отдельно отмечено «Действие», сюда же отнесём особые действия персонажей;
  5. Можно выполнить особое действие внутренней области корабля, в которой Вы находитесь – если только эта область не повреждена глубоководными или в результате иных событий;
  6. В игре возможен обмен вещами с другими персонажами, находящимися с Вами в одной области;
  7. Персонаж-гибрид (предатель!) может выйти из тени и осуществить саморазоблачение, об этом расскажем чуть позже.

Вариантов действий хватает для разнообразных стратегий игры. К тому же на стиль игры и предпочтительные действия оказывают влияние характеристики персонажей и вещи, которые есть в их распоряжении. При этом сами действия быстры, несложны и не тормозят ход партии.

О значении карт

Дальше игрок берёт верхнюю карту колоды Мифов и разыгрывает её. Всего одна карта вмещает в себя и изменение ситуации в игре, и действия самой игры «против» игроков, и развитие сюжета игры на треках Путешествия и Ритуала. Но обо всём по порядку.

Каждая карта Мифа описывает какую-либо проблему или ситуацию, с которой сталкиваются персонажи. Самая изысканная механика игры – попытка преодоления проблемы общей проверкой. Проблема может быть решена, если игроки наберут определённую сумму значений карт навыков. Причем на карте Мифа указано, какие карты навыков идут «в плюс» проверке, а какие идут «в минус». Каждый игрок может в закрытую добавить в общую колоду проверки карты навыков с руки. Также колода дополняется двумя картами колоды Хаоса (в начале партии туда замешиваются по 2 карты из каждой колоды навыков, так что какие карты попадут в проверку никто не знает). Затем карты перемешиваются и вскрываются, считается общая сумма. Если игроки набрали контрольное число – молодцы: либо не случилось ничего плохого, либо они отделались меньшим злом на фоне маячивших проблем.

Вместо проблемы на карте Мифа также может оказаться выбор, который совершает либо текущий игрок, либо носитель званий Капитан и Хранитель Фолианта. Как правило, выбор сводится к оценке меньшего зла, а иногда запускает уже описанную проверку карт навыков. Очевидно, что именно карта Мифа – лучшая возможность как помочь игрокам не сгинуть посреди Атлантики, так и потопить эту посудину во славу Отца Дагона и Матери Гидры.

Развитие игры осуществляется всего двумя значками на карте Мифа. Первый значок показывает, какие именно монстры (глубоководные, Отец Дагон или Матерь Гидра) активируются в этот ход. Правила активации просты, легко воспроизводятся, поэтому никакого провисания в динамике игры опасаться не стоит. Второй значок показывает, по какому треку игроки двигаются вперёд. Трек Путешествия приближает их к новой контрольной точке и к концу многострадального плавания. После того, как фишка достигнет конца, Капитан берёт две карты из колоды Путешествий и выбирает одну из них. Когда сумма чисел на открытых картах будет не меньше 12, останется пройти трек Путешествия до конца ещё раз, и корабль счастливо доплывёт до гавани, игроки-люди одержат победу. Трек Ритуала приближает нас к Ритуалу Изгнания, при котором всех глубоководных, а также не спасённых вовремя пассажиров, сметает с судна напрочь. Зазевавшиеся игроки также попадают под раздачу и гремят в Лазарет, так что этот трек сулит в себе избавление и опасность в одном флаконе.

Далее, цикл повторяется. Механики игры любопытны сами по себе, большая часть интриги держится на наличии в игре предателя. Предатель может быть в игре с самого начала, только к середине пути игроки точно будут знать, кто из них играет не за людей, а за глубоководных. Дополнительная прелесть заключается в том, что предатель может действовать в двух режимах. В скрытом режиме он будет подначивать команду выбирать не самые оптимальные решения или будет саботировать проверки навыков. В открытом режиме предатель может вредить по полной, правда, лишаясь внезапности и некоторых привилегий игроков-людей.

Вердикт: тревожная игра для проверки интуиции

Классика на новый лад – обзор настольной игры «Непостижимое» - фото 1

Тотальные подозрения друг друга и лёгкая паранойя – отличительная черта игры, и, как ни странно, её возможная слабость. Она настаивает на том, чтобы игроки меньше общались и делились информацией, что добавляет напряжения.

Но если игрок привык к классическим кооперативам, то первая партия может идти со скрипом – перестроиться будет сложно. Многим будет хотеться обсуждать общую стратегию спасения, открыто говорить о значении карт, которые игроки выкладывают во время проверки. Но искренность и разговорчивость здесь нежелательны. В итоге активным и шумным игрокам это может прийтись не по нраву. Другая проблема в том, что методы выявления и борьбы с предателями (посадить его в Карцер!) местами напоминают «Мафию». Впрочем, любая игра требует некоторой притирки, но несмотря на небольшие недочёты, «Непостижимое» всё же сможет угодить всем.

Уникальность «Непостижимого» в том, что игра переполнена различными механиками, которые делают её интересной и реиграбельной. Все эти механики по отдельности крайне просты и отлично переплетаются друг с другом. Именно после нескольких партий в «Непостижимое» понимаешь, почему игра-оригинал «Battlestar Galactica» до сих пор находится в топе настолок и является желанным предметом для многих коллекционеров. По итогу игра «Непостижимое» получилась невероятно сбалансированной, она способна увлечь практически любую компанию. Даже если вы не знаток Лавкрафта, даже если вы уверены, что кооперативы и игры с предателями не для вас, «Непостижимое» заслуживает хотя бы один шанс.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь