29 сентября 2022Аниме
Обновлено 30.12.2022

Город мечтаний: почему Cyberpunk: Edgerunners раскрывает вселенную игры лучше, чем Cyberpunk 2077

Обложка: кадр из сериала «Киберпанк: Бегущие по краю»
Обложка: кадр из сериала «Киберпанк: Бегущие по краю»

Аниме «Киберпанк: Бегущие по краю» (Cyberpunk: Edgerunners) привело в восторг не только зрителей Netflix, но и легендарного Хидео Кодзиму, и даже разработчиков Cyberpunk 2077. Авторы сериала не только предложили новую историю и героя: они расширили жестокую, но стильную вселенную Майка Пондсмита. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев считает, что в некоторых моментах аниме справляется с этим даже лучше игры.

Чем Найт-Сити заслужил внимание зрителей и игроков

Концепт-арты от Eddie Mendoza

Концепт-арты от Eddie Mendoza

Мир «Киберпанка» берёт начало из настольной игры Cyberpunk 2013 Майка Пондсмита, впервые выпущенной в 1988 году. Пондсмит представил мрачное будущее, в котором воплотились многие атрибуты «простой американской жизни» в представлении его современников. Главный из них – страх.

В мире Пондсмита история развивается альтернативно. Различные катастрофы сильно исказили мир, а Советский Союз так до конца и не распался. Зато в США произошло столкновение политических интересов внутри страны. Это привело к нескольким конфликтам, в ходе которых применили не только биологическое, но и мини-ядерное оружие – оно уничтожило центр Манхэттена. Взять контроль над ситуацией попытались военные, но остановить распад страны было уже невозможно.

Несколько штатов стали независимыми, уровень преступности постоянно увеличивался, а на фоне этого разворачивался экономический кризис. Небольшие компании разорились, а крупные разбогатели и развились до мегакорпораций. К ним и обратился предприниматель Ричард Найт с целью создать независимый город, воплощающий в себе все ценности капитализма. Свободный от государственного управления, способный принять каждого желающего и подходящий для всех культур — разработка Найта привела к созданию Коронадо-Сити.

В обмен на помощь он дал мегакорпорациям огромное влияние в городе, которое многократно возросло после его гибели. Город переименовывают в Найт-Сити в его честь. Постоянно множащиеся компании вскоре начинают создавать киберимпланты, призванные расширить границы человеческих возможностей. Спрос рождает предложение, а со временем компаниям начинают заказывать боевые образцы – так появляются, например, руки-богомолы со встроенными лезвиями.

Подобного рода товар быстро оказывается на чёрном рынке, но что ещё страшнее — в руках оппонентов. Пропорционально масштабам мегакорпораций выросла и конкуренция между ними, и в Найт-Сити начинаются настоящие войны. В одном из таких столкновений компании «Арасака» и «Мелитех» случайно втянули в противостояние Джонни Силверхенда, панк-музыканта и бывшего ветерана. Ему удалось перевернуть город с ног на голову и взорвать в центре города ядерную боеголовку; подробнее об этом рассказывается в Cyberpunk 2077.

В 2077 году в Найт-Сити людей грабят и убивают за киберимпланты, а преступность не прячется от населения, а поджидает людей за углом. Город превратился в муравейник, которым правят корпораты на верхних этажах центральных зданий. Отсюда и прорастает один из центральных конфликтов между простыми людьми на улицах и «пиджаками» в составе мегакорпораций. Тех, кто пытается вырваться из этой системы, люди зовут киберпанками или эджраннерами (с англ. «бегущие по лезвию»).

Как студия Trigger изменила свой стиль ради Cyberpunk: Edgerunners

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

В таком безрадостном сеттинге и разворачивается действие Cyberpunk: Edgerunners. Почти сразу можно заметить схожесть с другими представителями жанра, в которых действие тоже происходит в безрадостном будущем – от аниме «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) до «Ковбой Бибоп» (Cowboy Bebop). Само по себе сравнение с такими шедеврами индустрии должно считаться комплиментом, но студия Trigger даже не пыталась ссылаться на классику. Наоборот, авторы попытались скомбинировать свой стиль с видением CD Projekt Red, чтобы подарить зрителям уникальный проект.

Сериал состоит из десяти серий, посвящённых истории Дэвида Мартинеза — одной из легенд города Найт-Сити. За один сезон создатели рассказали насыщенную жизнь персонажа, сохранив динамику и напряжение в повествовании. Подробнее о плюсах и минусах сериала можно почитать в полноценной рецензии.

Учитывая весь богатый лор «Киберпанк: Бегущие по краю» (Cyberpunk: Edgerunners), важно отметить, что Trigger работала в рамках уже существующей вселенной. Многие нюансы уже описаны, поэтому бездумно накрутить «отсебятины» было нельзя. Сценаристы не могли бесконечно плодить стрессовые ситуации и увеличивать силы оппонентов, пока противостояние не достигнет межпланетарных масштабов– так было с Kill La Kill, Darling in the Franxx, Promare, и, конечно, TTGL. Хотя, надо признать, авторы опять закончили своё творение в космосе.

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Новые требования привели к тому, что каждый бой в Edgerunners – это кровавая мясорубка, превращающая людей в фарш. Trigger не отличалась большой любовью к насилию, но тут студия дала себя разгуляться на полную катушку. Тяга студии к преувеличениям подарила зрителям красочные и жестокие бои, которые способны запомниться каждому. Первое убийство Дэвида, смерть Мэина и бойня в финале – эти и многие другие боевые сцены поставлены красиво и разнообразно. Trigger не постеснялась для отдельных событий менять визуальный стиль сериала, что позволяет лучше передать эмоциональный настрой этих моментов.

К тому же, создатели направили значительную часть своих сил на проработку декораций, благодаря чему Найт-Сити ощущается “живым” и достоверным городом. Для этого Trigger использовала два занятных инструмента:

  1. авторы размещают на задних планах случайных граждан Найт-Сити, на которых иногда акцентируют внимание — это демонстрирует население города, задаёт контекст уровня жизни и визуально повествует об их повседневности;
  2. в аниме перенесли огромное количество локаций, что были представлены в игре.

Второй пункт позволяет зрителям гораздо лучше погрузиться в Найт-Сити, потому что можно в любой момент можно запустить игру и пройтись по тем же улочкам, где проводил своё время Дэвид. Некоторые места и личности крайне значимы для города, поэтому их появление в повествовании кажется логичным, что видно на примере бара Afterlife и его руководительницы Бестии.

Специфика студии Trigger и чрезмерная опора на игру могут подпортить впечатления от просмотра

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

С другой стороны, тут же хочется немного покритиковать авторов. Использование узнаваемых зон хоть и кажется уместным, но выполнено не всегда качественно. Наиболее показателен этот момент в сцене диалога фиксера Фарадея с корпоратом Арасаки: их беседа разворачивается в том же кафе, в котором Ви впервые нормально говорил с Джонни Силверхендом об их совместном будущем.

Скорее всего студию ограничивали свойственные аниме-индустрии издержки – сжатые сроки или ограниченный бюджет – из-за которого они не могли тратить много времени и ресурсов на разработку новых локаций. Но когда аналогичные действия происходят в аналогичных местах, это даёт небольшую трещину в восприятии аниме-сериала. Большой и богатый на декорации Найт-Сити как будто насильно сжимают до наиболее запоминающихся территорий — напоминает актуальную проблему картин от Marvel, часто содержащую отсылку ради отсылки.

Есть и прочие недочёты, на которые далеко не все зрителя обратят внимание. Например, взаимодействие студий CDPR и Trigger не во всём было гладкое — польские разработчики чуть не лишили зрителей харизматичной Ребекки, благо японская студия настояла на своём. Хотя и они далеко не во всём оказались правы: заигрывание со стандартными штампами аниме-произведений в самом начале кажется странным. А иногда Edgerunners вызывает стойкое ощущения дежа-вю: местами сюжет развивается аналогично Tengen Toppa Gurren Lagann.

Но в данном случае сложно назвать это самоповтором — во-первых, у авторов есть свой стиль и излюбленные сценарные тропы. Каждое творение студии Trigger выразительно на фоне других аниме, но между собой имеют много общего. А во-вторых, всё показанное в сериале выглядит уместным в рамках этого мира и имеет своё логическое обоснование.

В чем аниме превосходит игру Cyberpunk 2077

Город мечтаний: почему Cyberpunk: Edgerunners раскрывает вселенную игры лучше, чем Cyberpunk 2077 - фото 5

CD Projekt Red, несмотря на отсутствие соответствующего опыта, попыталась сделать собственную смесь открытого мира в духе GTA и RPG. Разработчики также заявили, что игра является лишь началом их работы над франшизой – значит, впереди будут и другие проекты. Cyberpunk 2077 должна быть скорее «вводной» игрой, что познакомит игроков с правилами этого мира. Реакция сообщества даёт понять, что для такой задачи CDPR выбрала неправильные инструменты — в отличие от японской студии.

Анимация и игры, конечно же, принадлежат разным видам медиа — поэтому сравним то, какие впечатления они создают о мире «Киберпанка».

Постановка сцен и грамотное использование музыки

Для своей игры CD Projekt Red выбрала повествование с видом от первого лица. Идея хорошая с точки зрения максимального погружения в игру, но плохая для режиссуры сцен. Потому что игрок видит и слышит ровно то же самое, что и персонаж. Такой подход позволяет во всех деталях рассмотреть мелкие детали, но это также сужает количество воспринимаемого контента.

Это особенно заметно на примере музыкального сопровождения: для игры специально записывались композиции, часть которых рекламировали в одном из трейлеров. К тому же, CDPR растаскали музыку по отдельным радиостанциям. Вследствие этого игроки могли просто не услышать добрую часть песен. Trigger же использовала их для некоторых сцен, благодаря чему треки в одночасье стали популярными в Интернете. Песни I really want to stay at your house и Who’s Ready For Tomorrow — прямые тому доказательства.

Именно аниме зафорсило некоторые музыкальные композиции, которые не только самого начала были в игре, но и давным-давно выложены на Youtube. Конечно же, часть шарма этих композиций связана с визуалом. Авторы придерживаются классического правила «не рассказывай, а показывай», благодаря чему почти в каждой серии есть нарезка будней героев под подходящее музыкальное сопровождение. Это позволяет как задать настроение, так и рассказать небольшую историю.

Становление главного героя полноценным киберпанком

В Cyberpunk 2077 становление Ви полноценным эджраннером и формирование его дружбы с Джеки происходит где-то за кадром: основные события показаны через короткую нарезку кадров под бодрый трек. Такое исполнение передаёт суть, но не раскрывает взаимоотношения героев — из-за этого по сюжету игры некоторые персонажи прибегают к фразам в духе: «А вот помнишь, как тогда…». Это указывает на то, что у героев было некое связующее событие в прошлом, но игроку это ни о чём не говорит. Cyberpunk: Edgerunners использует тот же метод, но делает всё намного лучше.

Сериал уделяет развитию Дэвида гораздо больше времени. Его самые первые шаги в составе банды тоже пересказаны через монтажный клип, который длится не пару минут, а целую серию. За это время Trigger показывают то, какие совместные задания были у киберпанков, как они проводили время вместе, какие ошибки делал Дэвид и как становился лучше. Для того, чтобы зритель не уставал от нарезки кадров и больше понимал героев, действие разбавляется диалогами между ними.

К тому же, одна из центральных проблем сюжета в аниме, с которой сталкиваются главные герои — киберпсихоз. Во вселенной «Киберпанка» импланты воздействуют на нервную систему, поэтому люди, которые с ними перебарщивают, постепенно теряют свою человечность и связь с реальностью. Дэвид и его окружение вынуждены бороться с этим недугом, что выглядит абсолютно закономерно: киберпанки не чурались использования киберимплантов, а когда их предупреждали об опасности, они продолжали использовать свои улучшения.

Киберпсихоз как глобальная угроза

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Фанаты предполагают, что именно на киберпсихозе должен был сконцентрироваться первоначальный сценарий Cyberpunk 2077. На это указывает как первый кинематографический трейлер проекта, так и проблемная разработка игры: слухи о перезапуске разработки, отмена мультиплеера и решение о создании лишь одного сюжетного дополнения. В игре даже присутствуют персонажи анонсирующего ролика, но появляются они лишь в одном дополнительном квесте.

Но использование киберпсихоза как центральной темы истории кажется логичным решением, так как его концепт прорастает из страха порабощения технологиями. Даже в настольной игре заболеванию уделено много внимания: персонаж может пересечь определённую черту и сойти с ума, и тогда игрок теряет над ним управление. Поэтому так странно выглядит то, что в Cyberpunk 2077 Ви может как угодно улучшать своё тело — и сумасшествие ему не грозит. Это можно объяснить наличием Джонни Силверхенда в голове, но из антуража «Киберпанка» выбивается. К тому же, ранее схожая механика уже была грамотно реализована в Deus Ex: Mankind Divided.

В Cyberpunk: Edgerunners Дэвид Мартинез с самого начала идёт к своему закономерному финалу. Один из показательных примеров берёт начало из второй серии, когда Риппердок впервые говорит о киберпсихозе. Он несколько раз упоминает, что стоит человеку перейти «за край», как обратного пути уже нет. Эту «границу сознания» показывают во время срыва лидера группы, Мэина. Уже тогда можно предсказать дальнейшую судьбу главного героя, который на протяжении всей истории следует за мечтами других людей.

Позже Риппердок вновь упомянет свою аналогию, а в девятой серии Дэвид будет во всех смыслах лететь к обрыву — как ментально, так и физически. Студия Trigger доступно и красиво доносит до зрителя, что персонажи в опасности: через само повествование и визуальный язык.

Аниме раскрыло суровые законы Найт-Сити лучше игры

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Кадр из аниме Cyberpunk: Edgerunners

Главное преимущество аниме перед игрой — это поразительная честность. Как уже упоминалось, в сериале проскакивают штампы японских проектов. Сюжет начинает разгоняться аккурат с того, что Дэвид попытался обойти правила академии Арасаки. Но ему всё равно приходится столкнуться с суровой реальностью Найт-Сити и ответить за свой поступок. То же самое происходит в самом конце, когда группе ключевых персонажей приходится штурмовать башню мегакорпорации.

Одна из концовок Cyberpunk 2077 предполагает, что Ви может самостоятельно вломиться в здание через главный вход и одолеть всех на своём пути. Надо признать, что учитывая все таланты, которые можно получить к финалу, это не так уж и сложно. Вот только из-за этого очень сильно страдает ощущение правдоподобности мира игры. Одна вариация сюжета предполагает затяжной штурм и проникновение по туннелям, другая — сбитие спутника и заход через крышу, но для третьего варианта развития достаточно всего лишь одного эджраннера с констрактом Джонни Силверхенда в голове. Это никак не вяжется с могуществом и влиятельностью Арасаки, о котором нам рассказывали большую часть истории.

Особенно глупым это смотрится на фоне всей жестокости и бескомпромиссности Найт-Сити, показанной в самой же игре и описанной в настолке. Зато аниме делает то, что должно: когда группа киберпанков вламывается в здание, им дают соответствующий отпор. Персонажей при этом жалко, но смотрится сцена абсолютно естественно и логично. В Найт-Сити не может быть иначе, ведь тогда любая большая банда с пушками (а таких немало) уже давно бы решила вопрос с мегакорпорациями в городе. Да и конце аниме каждый получает то, чего желал больше всего: главный герой исполняет мечты важных для него людей и сам становится легендой, Люси отправляется подальше от города, Ребекка бьётся до конца вместе с друзьями, а Фалько исчезает в Найт-Сити с деньгами.

Финальные мысли

Вселенная «Киберпанка» обладает большой историей, над которой до сих пор работает Майк Пондсмит — только теперь ему помогает студия CD Projekt Red. Польские разработчики намерены активно развивать этот мир: они уже подключили издательство Dark Horse для публикации комиксов.

И пусть Cyberpunk: Edgerunners не получилось идеальным творением, аниме заслуженно оказалось успешным — зрители остались довольны сериалом, в Интернетах не утихают его обсуждения, и даже игра Cyberpunk 2077 будто получила второе дыхание. Остаётся только ждать, куда двинется вселенная дальше.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
eraserstp
eraserstp
На уровне, на котором вломится в одиночку в башню Арасаки это плевое дело, для Ви и ни одна из крупных банд уже не соперник, разве что со всего города их собрать - Ви круче Адама Смэшера, который легко убил Дэвида. У меня на 50 уровне прибить Смэшера заняло секунд 20, так что Ви просто убермашина убийства, до которой Дэвиду было как до Луны, больше опыта, больше денег, лучше вооружение. То что у Ви нет киберпсихоза цельность мира игры не нарушает, всё таки в её/его мозгах не только конструкт Сильверхэнда, но и наномашины, ремонтирующие повреждения.