02 марта 2023Сериалы
Обновлено 22.04.2023

Рассказываем про старт третьего сезона «Мандалорца»: обзор первой серии

Кадр из сериала «Мандалорец» // Disney+
Кадр из сериала «Мандалорец» // Disney+

1 марта Disney+ показал первый эпизод третьего сезона «Мандалорца» – долгожданное возвращение Грогу и Дина Джарина (Педро Паскаль) в свой родной сериал, после появления в «Книге Бобы Фетта». Редактор «Канобу» Карина Назарова с грустью рассказывает о не самом ярком открытии новой главы в истории одних из самых перспективных героев вселенной «Звёздных войн».

Что происходит?

Второй сезон «Мандалорец» (The Mandalorian) закончился расставанием Грогу и Дина Джарина. Дин победил Гидеона (Джанкарло Эспазито), заполучил тёмный меч, принадлежавший мандалорскому клану и символизирующий власть на планете Мандалор. А Грогу отправился в школу джедаев вместе с Люком Скайуокером. Но в третьем сезоне герои снова колесят галактику вместе. В ходе сюжета сериала «Книга Бобы Фетта» (The Book of Boba Fett) Грогу бросил джедайские практики и медитации ради возвращения к Дину. С тех пор всё поменялось. Педро Паскаль превратился в daddy всея интернета, а по сценарию «Мандалорца» стал уже настоящим отцом для малыша Грогу. В новом сезоне Дин Джарин пытается доказать верность пути мандалорцев, уйти из изгнания и вновь примкнуть к своему племени.

Рассказываем про старт третьего сезона «Мандалорца»: обзор первой серии - фото 1

Серию открывает сцена инициации юноши в культ мандалорцев, напоминающая зрителям о важности их кодекса: никогда не снимать свой шлем. Обряд прерывает нападение огромного аллигатора, которого вовремя останавливает N-1 Starfighter – корабль мандалорца Дина Джарина и Грогу. Но спасения мандалорцев от пасти аллигатора недостаточно, чтобы Дина приняли обратно в их племя. В прошлом он совершил непростительный грех, сняв свой шлем и показав своё лицо. Теперь ему предстоит вернуться на захваченную и варварски разорённую планету Мандалор, окунуться в «живые воды», чтобы вновь пройти крещение и дать клятву верности. А пока перед ним стоят более насущные проблемы и дела: встреча в порту Наварро с магистратом Грифу Карга (Карл Везерс), починка дроида IG-11, засветившемся в первом сезоне и тяжёлый разговор с Бо-Катан Крайз.

К проблемам нового эпизода

Рассказываем про старт третьего сезона «Мандалорца»: обзор первой серии - фото 2

В сериалах по «Звёздным войнам» шоураннерам часто не удаётся достичь баланса сил сюжета и аудио-визуального исполнения, что было особенно заметно в «Оби-Ван Кеноби» (Obi-Wan Kenobi), изрядно потрепавшем нервы преданных фанатов своим скудным зрелищем и невнятным сюжетом. Но «Мандалорец» всегда казался надеждой этой интермедиальной вселенной.

С первых сезонов проект впечатлял некоторой процедурностью – эпизоды сезона объединял общий лейтмотив, пока герои ввязывались в разные передряги и приключения. Ни одна серия не уступала предыдущей в продуманности сюжета и его презентации. В историю вплетались интересные детали и невиданные пространства и локации, например, злачные места, обители маргинальных комьюнити. Часто появлялись новые невиданные жители Галактики – незнакомые не только зрителям, но и главным персонажам. А в центре сюжета сиял трагический герой с амбивалентным характером, тёмным прошлым, мрачным настоящим и неясным будущим. Выбранная Джоном Фавро и Дэйвом Филони повествовательная стратегия удачно легла на приятную визуальную форму, украшенную изящным планированием камеры вдоль пустынных ландшафтов, а также иконографией вестерна и самурайского кино.

«Мандалорец» стал не просто ностальгическим оммажем оригинальной трилогии Джорджа Лукаса, но отдельным, интересным произведением со своей собственной эстетической и сюжетной самобытностью.

Рассказываем про старт третьего сезона «Мандалорца»: обзор первой серии - фото 3

Однако первые впечатления о третьем сезоне пока не радужны. Проект Джона Фавро, возможно, утратил былую фактурность. Вестернизированный стиль успел слегка приесться и поднадоесть, чему способствовали однотипные сторонние проекты Star Wars. Но, если с визуалом в новом сезоне «Мандалорца» всё безукоризненно благодаря работе огромной команды операторов, дизайнеров, монтажёров и колористов, то сценарий Джона Фавро и постановка режиссёра Рика Фамуйивы кажутся слабыми.

События эпизода словно выбирались совершенно случайным образом, происходящее на экране – бессвязный набор действий. Всё потому, что и сам герой Педро Паскаля стоит на перепутье. Он словно не знает куда ему двигаться. К концу второго сезона Фавро сумел завершить сложную линию трансформации Дина Джарина, оттого неясно, как будет развиваться герой в новом сезоне. Достаточно ли для его вторичного нарративного перерождения предложенной сценаристами мотивации? Чары таинственного Мандо рухнули – из сорвиголовы он превратился в совершенно иного героя, который пока что плохо вписывается в прежние декорации.

Хорошо поставленных сцен в первом эпизоде не так много: раскрытие таинства изготовления мандалорского шлема из бескарской стали, завораживающая инициация мальчика в мандалорский культ, пролёт Грогу и Дина вдоль чудесных галактических созданий. Дальше – беззвучная полифония классических элементов «Звёздных войн»: дроиды, злые инопланетные пираты, решившие напасть на главных героев, перестрелки, погоня сквозь метеориты. И обязательный забег в ремонтную мастерскую, правда, на этот раз к забавным маленьким существам анзелланцам, знакомым по фильму «Скайуокер: Восход».

Долгожданная встреча с уже привычным миром не становится приятным событием. Этот мир кажется много раз собранным и разобранным конструктором, который изрядно наскучил.

Рассказываем про старт третьего сезона «Мандалорца»: обзор первой серии - фото 4

Зато серия радует появлением удачных комичных элементов, включённостью Грогу во всё происходящее на экране и его прекрасно исполненной ролью персонажа-comic relief. Впечатляют и новые стороны замурованного в доспехи героя: его умиротворённость и плавность движений, искреннее желание обрести свой дом и спасти родную планету.

Но при разговоре о проектах «Звёздных войн» очень важно не игнорировать вопрос о правильных и неправильных визуальных и сценарных решениях. Кажется, что в этой развитой вселенной практически все истории уже были рассказаны и зачастую одинаково, поэтому хочется видеть на экране нечто большее, чем красивую картинку. Но пока новые строители этого вымышленного мира словно стесняются или боятся удивлять нестандартными идеями, предлагать зрителю новые качества и впечатления. В этом плане Disney+ очень консервативен и даже ленив. Сериалы по «Звёздным войнам» пишутся по одному визуальному и нарративному лекалу, эксперименты происходят лишь в редких эпизодах, например, из всего сезона «Книги Бобы Фетта» по-настоящему ценной кажется вторая глава о песочных людях планеты Татуин.

Вердикт: 6/10, но остаётся надежда на лучшее развитие

Рассказываем про старт третьего сезона «Мандалорца»: обзор первой серии - фото 5

Парадоксальным образом, но даже в блёклости экспозиции нового сезона «Мандалорца» можно найти что-то положительное. «Мандалорец» стал зачищен от потенциальных зрительских тревог: Грогу в надёжных руках, враги временно отступили, а впереди вполне привлекательное погружение в культ мандалорцев и возможное путешествие на неизведанную планету. Структурно сезон пока напоминает старомодный телесериал, что ностальгически отсылает к научно-фантастическим проектам начала нулевых, которые также склонялись к использованию прямолинейных движений камеры, павильонных, театральных сцен и сюжетов без неожиданностей.

Сериал остаётся тёплым семейным шоу, которое очень гостеприимно принимает как поклонников этой вселенной, так и новичков. В целом, неплохой старт, но очень хочется видеть чего-то иного и более экспрессивно-драматического, будем надеяться, что в дальнейшем так и произойдёт.

Комментарии 15
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
artoriss
artoriss
хороший пример того, что сиквелы плохая идея
evgmk_
evgmk_
если абстрагироваться от ЗВ, то сериал то нормальный